Stratolaunch

1 июня 2017 г. впервые из ангара был выведен гигантский самолет-носитель Stratolaunch, предназначенный для воздушного запуска космических ракет. Самолет был построен компанией Scaled Composites по заказу Stratolaunch Systems Corporation, созданной миллиардером Полом Алленом.

Самолет Stratolaunch на сегодняшний день является самым большим самолетом в мире. Он сможет нести до трех ракет Pegasus XL и будет запускать их в космос с высоты 11 км. Но пока самолету предстоит длительный этап испытаний. Свой первый полет он может совершить в 2019 году.

История проекта

Пол Аллен. Фото: Miles Harris. Источник: commons.wikimedia.org

Проект Stratolaunch был основан в 2011 году Полом Алленом, миллиардером и сооснователем корпорации Майкрософт, в сотрудничестве с авиакосмическим конструктором Бёртом Рутаном.

Аллен давно занимается инвестированием в космические проекты. В частности, он субсидировал строительство суборбитального корабля SpaceShipOne, выигравшего конкурс Ansari X Prize, и вложил $30 млн. в строительство массива радиотелескопов Allen Telescope Array, предназначенного для поиска внеземной жизни.

Бёрт Рутан является основателем компании Scaled Composites, занимающейся строительством экспериментальных аэрокосмических аппаратов. Вышеупомянутый SpaceShipOne был построен именно этой компанией.

Первоначальные инвестиции для открытия компании оценивались в $300 млн. Целью было создание самолета-носителя, способного запускать из-под своего крыла многоступенчатые космические ракеты.

На первых этапах партнером была компания SpaceX. Она должна была создать ракету для запуска с самолета-носителя. Но через год SpaceX вышла из проекта. По словам бывшего директора Stratolaunch Systems Чака Бимса, интересы компаний разошлись — SpaceX сосредоточилась на полете к Марсу, а у Stratolaunch совсем другие задачи.

Еще одним важным участником проекта является компания Dynetics. Это компания с большим опытом, как правило, выполняющая заказы Минобороны США (например, в Dynetics создали известную бомбу MOAB). Инженеры Dynetics первыми взялись за работу над самолетом-носителем, они ответственны за разработку всех внутренних систем, аэродинамики, включая самую важную часть самолета — центральной части крыла.

Поначалу планировалось, что свой первый полет самолет Stratolaunch совершит в 2015 году. Но постепенно сроки изготовления откладывались, сначала на конец 2016 года, а теперь и на 2019 год.

В 2012-2013 годах Stratolaunch Systems построила два огромных ангара в пустыне Мохаве (штат Калифорния) площадью более 8000 кв. м. каждый  — сборочный цех и цех по производству композитных деталей самолета.

Свой текущий статус и название Stratolaunch Systems Corporation получила только в 2017 году. До этого компания называлась Vulcan Aerospace, так как она является дочерней компанией Vulcan Inc. через которую Пол Аллен осуществляет свою инвестиционную деятельность. Целью Stratolaunch Systems Corp. является создание удобного, надежного и «рутинного» доступа в космос посредством создания платформы для воздушного старта.

Самолет-носитель Stratolaunch

Основные характеристики

  • Длина — 73 м
  • Размах крыла — 117 м
  • Масса с полезной нагрузкой — 589 670 кг
  • Масса полезной нагрузки — 230 000 кг
  • Двигатели — 6 турбореактивных двигателей Pratt & Whitney PW4056
  • Дальность полета — 3704 км
  • Длина взлетной полосы — 3700 м
  • Высота воздушного пуска — 11 км

Сначала самолет создавался под кодовым именем Roc, подразумевая похожесть на мифическую птицу Рух. Но потом от него отказались, взяв название Stratolaunch. Видимо двусмысленное название, которое также переводится как «Скала», не очень подходило для летающей машины.

Самолет-носитель Stratolaunch обладает на сегодняшний день самым длинным крылом. Размах его крыла больше даже чем ширина МКС — 117 м против 109 м. Центральная часть крыла выполнена с особыми требованиями к прочности. Она оснащена системой стыковки MIS (Mating and Integration System) и способна выдерживать нагрузку 230 тонн.

Сравнение размеров Stratolaunch и крупнейших самолетов. Вместо Stratolaunch изображен самолет-носитель White Knight Two. Авторы: Clem Tillier, Mwarren us. Источник: en.wikipedia.org

Самолет имеет два фюзеляжа. Оба они оснащены хвостовым оперением, вынесенным далеко назад, чтобы не мешать пуску ракет. Кабина экипажа располагается в правом фюзеляже. Во время полета только она будет находиться под давлением, остальной объем самолета будет иметь разряженную атмосферу.

Для удешевления строительства, в качестве доноров, были приобретены два самолета Boeing 747-400. От них постарались взять максимально возможное число деталей. Кабина экипажа, авионика, двигатели, шасси и многое другое было заимствовано у этих самолетов.

Космическая нагрузка

Как было сказано выше, первоначально компания Stratolaunch хотела использовать ракету-носитель Falcon 9 Air производства SpaceX. После прекращения партнерских отношений со SpaceX в качестве поставщика ракет была приглашена корпорация Orbital Sciences Corporation, выпускающая ракеты воздушного старта Pegasus.

Компании заключили в 2012 году соглашение на разработку ракеты Pegasus II специально для нового самолета-носителя. Первоначальный вариант подразумевал трехступенчатую ракету, с твердотопливными 1 и 2 ступенями и кислород-водородной 3 ступенью. Позже третья ступень была заменена на твердотопливную. А в 2015 году было объявлено, что разработка ракеты прекратилась по причине экономической неэффективности нового носителя.

Ракета PegasusXL. Фото: NASA

На сегодняшний день известно, что самолет Stratolaunch будет оснащаться тремя ракетами Pegasus XL производства OrbitalATK (компания появилась в результате слияния Orbital Sciences Corporation и Alliant Techsystems). Ракета имеет длину 17,6 м, стартовую массу 23 тонны и способна выводить на низкую орбиту 443 кг полезной нагрузки.

На первых этапах самолет Stratolaunch будет эксплуатироваться с этими ракетами, и выводить небольшие спутники. В будущем возможна разработка новых ракет и выведение пилотируемых кораблей.

В 2014 году Vulcan Aerospace и корпорация Sierra Nevada представили проект космической транспортной системы в которой используется многоразовый космический корабль Dream Chaser.

Космический корабль Dream Chaser. Фото: NASA

Специально для самолета-носителя Stratolaunch может быть создана уменьшенная версия Dream Chaser, которая будет стартовать с помощью ракеты-носителя, подвешенной под крылом самолета. Космический корабль сможет вмещать до трех членов экипажа и выполнять регулярные ежесуточные рейсы на низкую орбиту, например, доставлять космонавтов на МКС.

Как видим вся затея Stratolaunch очень амбициозна, и в случае экономического успеха может дать новый толчок в развитии проектов воздушного старта. Для успеха есть все основания, поскольку привлеченная команда имеет колоссальный опыт в работе над такого рода системами, имеет финансовые ресурсы в лице Пола Аллена, к тому же прошла самый сложный этап работы — построила самый большой в мире самолет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *