Ракета OTRAG

Иногда у ракетостроителей появляются прямо-таки безумные идеи. Ярким примером может послужить проект OTRAG немецкого бизнесмена Лутца Кайзера. В целом задумка была проста – создать максимально дешевую ракету и построить на этом бизнес. Но как показала история, такая ракета многим мешала, и проект под серьезным международным давлением был закрыт. Но обо всем по порядку.

История начинается в 1971 году. Тогда немецкое правительство объявило конкурс на создание дешевой ракеты нового поколения. Кайзер оказался в числе четырех участников получивших гранд в размере 250 тыс. немецких марок. Он выдвинул ряд идей, позволявших добиться 10-20% экономии при пуске ракет по сравнению с существующими образцами. В частности Кайзер предлагал построить невероятную ракету, работающую на мазуте и азотной кислоте. Первая ступень этой ракеты должна была состоять из 6 модулей, в каждом из которых было по 36 двигателей. Вторая ступень состояла из одного 36-двигательного модуля. Однако это были лишь первые наброски, которые легли в основу будущей ракеты.

Эскиз многомодульной ракеты

Эскиз многомодульной ракеты

Кайзер считал, что процесс производства и эксплуатации уже существующих ракет крайне не оптимизирован. Для решения этой проблемы он выдвинул следующие принципы:

  1. Сокращение затрат за счет имеющихся на рынке технологий (например, изготовление баков из стальных труб).
  2. Сокращения затрат на разработку двигателей за счет использования небольших простых конструкций, вместо более мощных и естественно более сложных и дорогих двигателей.
  3. Сокращение издержек производства за счет упрощения технологии и внедрения принципов серийного производства, применяемых, в частности, в автомобильной промышленности.
  4. Сокращение затрат на эксплуатацию за счет использования недорогих топливных компонентов.

В 1974 году Кайзера ждала первая неудача. Германия участвует в проекте европейской РН «Ариан» и немецкое правительство решает сконцентрировать свои сила в одном направлении. В октябре того же года, Кайзер, уже не надеющийся на государственные инвестиции, основывает компанию OTRAG («Orbital Transport und Raketen» AG). Он решил самостоятельно выйти на рынок космических грузоперевозок, и стать первым в истории космическим бизнесменом.

В декабре 1975 года OTRAG подписало соглашение с правительством Конго о строительстве в Шабе испытательного полигона. Довольно быстро были возведены стартовая площадка и заправочный комплекс и уже в 1977 году начались первые летные испытания.

Остановимся немного на ракете. Она представляла собой связку унифицированных модулей, каждый из которых являлся, по сути, отрезком стальной трубы диаметром 27 мм, заполненный либо топливом (керосин) либо окислителем (азотная кислота) под давлением до 40 бар. Система подачи топлива была вытеснительной. Во время работы, давление в баках падало с 40 до 15 бар.

otrag2Ракета оснащалась двигателями со средней тягой около 3 тс. Каждый двигатель имел диаметр 27 мм и длину 1 м. Из метра длины 60 см приходилось на камеру сгорания, а остальное на клапаны и форсунки. Двигатель не имел таких сложных движущихся частей как насосы или газогенераторы. Система регулировки подачи топлива и окислителя состояла из двух клапанов с электроприводом от автомобильных дворников. Камера сгорания не имела систем активного охлаждения, но была покрыта абляционным слоем из асбеста. Поскольку двигатели были установлены неподвижно, управление полетом осуществлялось регулировкой подачи топливных компонентов к части двигателей.

Топливные баки и двигатели компоновались таким образом, что каждый двигатель оказывался одновременно под баком с топливом и баком с окислителем.
В зависимости от расчетной полезной нагрузки, ракета могла оснащаться различным числом модулей. При этом модули добавлялись концентрическими слоями, то есть поверхностный слой модулей представлял собой первую ступень ракеты, следующий за ним – вторую. При выходе на орбиту ракета поочередно сбрасывала ступени-слои. Также помимо числа модулей варьировалась и их длина.

Всего проектом предусматривался ввод в эксплуатацию целой серии ракет-носителей с массой полезной нагрузки от 200 кг до 10 тонн. Последний вариант OTRAG-10000 смотрится совсем уж футуристично.

OTRAG-10000

OTRAG-10000

Итак, как известно в 1977 году акционерное общество OTRAG начало испытания своих экспериментальных ракет на полигоне в Конго. Был проведен ряд удачных пусков из которых стало ясно, что предложенная схема вполне жизнеспособна.

Однако в тот самый момент, когда казалось, что ничто уже не мешает созданию самой дешевой в мире ракеты, в дело вмешалась большая политика. Великие державы СССР, США и Франция оказались на редкость солидарны в своем стремлении во что бы то ни стало закрыть программу. Была развернута широкая пропагандистская компания. Кайзера обвиняли то в разработке крылатых ракет, то говорили об опасности передачи передовых ракетных технологий африканским странам, были даже лозунги о том, что возвращается знаменитое нацистское оружие возмездия. Так или иначе, диктатор Конго Мобуту не выдержал давления. В 1979 году Кайзера, как говорится, вежливо попросили.

В поисках нового пристанища Лутц Кайзер обратил свое внимание на Ливию. Конечно, Ливия не была идеальным вариантом, как минимум в части миролюбивости и бескорыстности своих намерений. Но Муаммар Каддафи принял Кайзера с распростертыми объятиями.

В 1981 году новая испытательная база в Ливии была готова. На ней планировалось провести 3 серии испытаний. Первый этап испытаний прошел вполне успешно, было проведено 14 пусков. Их результаты довольно противоречивы, но по заверению самого Кайзера концепция оказалась на 100% эффективной.

otrag1983 год и новый удар судьбы. Германия присоединилась к Режиму нераспространения ракетных технологий. Это прежде всего означало, что все данные о ракетных технологиях должны строго оберегаться от попадания в страны третьего мира. Правительство Германии тут же потребовало от Кайзера свернуть базу в Ливии. Однако ливийское руководство не захотело так просто отдавать новые ракеты, которые были практически у него в руках. Все имущество OTRAG в Ливии (испытательная площадка и готовые к пуску ракеты) было конфисковано.

В дальнейшем в Ливии развернулась собственная программа испытаний, которая хоть и растянулась на 10 лет, но закончилась безрезультатно. Было произведено несколько пусков, но разобраться в технологии и тем более наладить производство таких ракет ливийские военные так и не смогли. Позже Кайзер неоднократно обращался к Ливии с требованием вернуть украденное имущество, и даже получил личное обещание Каддафи, но на том дело и закончилось.

Новые испытания OTRAG продолжились уже в Швеции. Однако сам Кайзер видимо устал от постоянного политического давления, и в 1987 году программа была закрыта.

В начале нового тысячелетия, после распада СССР, в новой политической обстановке, Кайзер вновь решил попытать счастье, но теперь уже за океаном. Он основал компанию «von Braun Debus Kayser Rocket Science LLC» (BDKRS). В 2005 году он активно искал партнеров для строительства многомодульных ракет, но уже для нужд американской космонавтики. И похоже нашел. Вместе с американской компанией Interorbital Systems (IOS), «кайзеровская» BDKRS занимается разработкой ракеты «Нептун» – прямого наследника OTRAG.